?

Log in

No account? Create an account

Журнал о жизни в Майами

Факты с картинками

Previous Entry Share Next Entry
Доступность образования? Российское "бесплатное" или "платное" американское?
skysheep
Один из способов сравнить доступность чего-либо, это сравнить сколько людей имеют это. Например, доступность интернета или мобильных телефонов, измеряют количеством пользователей интернета или пользователей телефонов на 1000 населения. Давайте сравним количество людей с высшим образованием на душу населения в России и США. Для сравнения возьмем данные из переписи населения России за 2010 год, и данные из переписи населения США за 2010 год. Системы образования несколько отличаются, поэтому надо как-то приравнять разные образовательные уровни. Для сравнения, общее образование и начальное профессиональное в России приравнено к high-school в США. Высшее образование в России приравнено к степени bachelor или выше в США. Кандидат наук или доктор наук в России приравнен к PhD в США. Неполное высшее и среднее профессиональное приравнивается к some-college и associate degree в США.


Влияет ли эмиграция на уровень образования в США? Влияет, но не очень сильно. Среди всех людей с высшим образованием в США, 9,4 миллиона (3,9% от общего числа людей старше 15) родились вне США.  Среди людей с PhD, 625 тысяч (0,26% от общего числа старше 15) родились вне США.  У меня нет данных о том, получили они образование в США или нет. Но скорее всего значительное количество из этих эмигрантов все же получили образование в США, приехав в США либо в юном возрасте, либо с целью получить дополнительное образование.

Какие из этого можно сделать выводы? Платность образования в США не делает его менее доступным чем в России. Даже с поправкой на эмигрантов, в США больше людей получают высшее образование. Особенно это заметно для более высоких уровней образования - PhD и Professional, где разрыв более чем в два раза. В России более распространено среднее техническое образование (аналоги ПТУ), хотя тут возможно разница из-за разных систем образование. Те навыки, которым в России учат в специальных училищах, в США можно получить в пределах обычной средней школы. В американских high-school почти все предметы факультативные (elective), и можно получить почти любую техническую специальность (например сварщика или водителя) в рамках школы.


ИСТОЧНИК, ИСТОЧНИК



Recent Posts from This Journal


promo skysheep december 28, 2014 23:14 66
Buy for 100 tokens
В преддверии нового года, и очередной индексации зарплат, самое время поговорить о зарплатах и посчитать деньги в чужих карманах. Когда начинаешь сравнивать зарплаты между разными странами, всегда сталкиваешься с некоторыми сложностями. Если сравнивать зарплату конкретного человека, то это может…

  • 1
"Влияет ли эмиграция на уровень образования в США? Влияет, но не очень сильно. "
Для PhD - сильно влияет. По Вашей ссылки если посмотреть отдельно граждан и натурализованых+неграждан, Вы получите не 1.2%, а 0.9% для урожденных граждан.

Еще у Вас ниже был комментарий про рейтингу университетов. Использование рейтингов - тема всегда спекулятивная. Большинство западных рейтингов сделаны были изначально под западную же модель образования. И использование стандартных рейтингов приводит к смешным результатам. Одним из главных компонент рейтинга западного университета является научная составляющая, а она в России традиционно велась в академиях наук и отраслевых учреждениях. МФТИ поэтому не виден в рейтингах вообще по простой причине - почти вся наука в МФТИ ведется на базвых кафедрах.

Говорить о доступности образования несколько бессмысленно. Правильно говорить о доступности _качественного_, конкурентного образования - MIT для Штатов например или МФТИ для России или Техиона для Израиля.

>Правильно говорить о доступности _качественного_, конкурентного образования - MIT для Штатов например или МФТИ для России или Техиона для Израиля.

Места в MIT, МФТИ всегда будут ограниченны, и недоступны для большинства. По моему имеет смысл говорить об образовании среднего качества, а не об элитном образовании.

На самом деле важно и то и другое. доступность элитного образования показывает насколько хорошо или плохо работают социальные лифты. Попадание в лигу плюща или топовые русские университеты весьма повышает шансы на попадание в "элиту" поэтому важно понимать доступность этого канала для рядового гражданина.

Для сверхталантливых детей в обоих странах ситуация одинакова - скажем и в MIT и в МФТИ такие дети будут учиться совершенно бесплатно. А вот просто для "крепких" детей ситуация уже отличается.

И отдельно - да, доступность просто крепкого образования. Но здесь сразу начинаются холливары - нет простых механизмов определения какие университеты дают среднее качество и как их сравнивать между странами. Рейтинги, как я упоминал выше, крайне ненадежный инструмент.



  • 1